Нормативно-правовое обеспечение
психофизиологических обследований с использованием полиграфа (ОИП)


  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

  Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) № 51-ФЗ от 30.11.1994 г.

  Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ, от 30.12.2001 г.

  Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г.

  Федеральный закон № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г.

  Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

  Проект Федерального закона № 478780-5 «О применении полиграфа» от 24.12.2010 г.



Трудовое право при использовании полиграфа


«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 г., № 197-ФЗ (ТК РФ) предоставляет работодателю право:

Осуществлять отбор нанимаемого на работу персонала и прямо указывает, что «не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральными законами…» (ст. 3, ч. 3 ТК РФ);

Собирать информацию касающуюся конкретного работника, необходимую работодателю в связи с трудовыми отношениями (ст. 86 – 90 ТК РФ);

Принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции, следовательно для правильного регулирования применения ОИП в организации целесообразна разработка и утверждение локального нормативного акта – специальной инструкции о порядке проведения ОИП в конкретной организации (ст. 8 ТК РФ);

Расторгнуть Трудовой договор в случае «Предоставления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении Трудового договора» (п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);

Согласно ст. 419 ТК РФ за нарушение трудового законодательства сотрудник может быть одновременно привлечен к разным видам ответственности: дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной. Указанный порядок не содержит каких-либо исключений для отдельных категорий сотрудников. Поэтому к перечисленным видам ответственности при достаточных на то основаниях могут быть привлечены любые сотрудники организации.

Ст. 85 ТК РФ введено понятие персональных данных работника – «Информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника», а также работодателю предоставлено право на их обработку – получение, хранение, комбинирование, передачу и любое другое их использование. Одним из способов получения вышеуказанных данных и является ОИП.

Для обеспечения правовой основы применения полиграфа в трудовых взаимоотношениях между работодателем и работником при проведении плановых или служебных проверок – в трудовом договоре включается положение о том, что "Работник принимает на себя обязательства: активно содействовать проводимым работодателем служебным или плановым проверкам и в случае необходимости, проходить психофизиологические исследования с использованием полиграфа", либо может быть заключено дополнительное соглашение (приложение к действующему трудовому договору). В случае проведения собеседования с использованием полиграфа от соискателя на должность достаточно получить письменное согласие на проведение с ним тестирования с использованием полиграфа.



Правовая основа проведения проверок на полиграфе


Законодательство РФ не запрещает работодателю использовать ОИП для проверки кандидатов и действующих работников с целью получения в ходе такой проверки ответов на вопросы, касающиеся лояльности работника к работодателю, а также деловых и профессиональных качеств работника. Однако работодатель может проверить кандидата или работника на полиграфе при условии согласия последнего на проведение с ним ОИП.

В перечень вопросов ОИП не могут быть включены вопросы касающиеся: расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных убеждений, и др. (п. 4 ст. 86 ТК РФ; ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ). Отказ работника от проверки на полиграфе юридически не влечет последствий.



Введение коммерческими организациями режима коммерческой тайны


Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г., № 98-ФЗ расширяет правовую основу применения ОИП при защите коммерческих интересов организаций различных форм собственности. В частности, введя в действие «Режим коммерческой тайны», вышеуказанный Закон предоставил обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, право «Определять порядок и условия доступа к этой информации» (ст. 7, ч. 3), устанавливать систему «Контроля за соблюдением такого порядка» (ст. 10, ч. 1, п. 2), и применять в этих целях при необходимости любые, «Не противоречащие законодательству Российской Федерации меры» (ст. 10, ч. 4). Таким образом, вышеуказанный Закон дал обширной группе работодателей, имеющих дело с коммерческой тайной, правовую основу для внедрения ОИП в систему мер повышения качества отбора, нанимаемого на работу и работающего персонала.